Диагностика ошибок системы дымоудаления традиционных газовых котлов

Одной из самых популярных ошибок, с которой сталкивается пользователь газового котла - это ошибка системы удаления продуктов сгорания. Если в камеру сгорания не может быть обеспечен нормальный приток воздуха для горения и продукты горения не могут нормально удаляться, то из соображений безопасности работа котла должна быть блокирована! Иногда возникающие проблемы могут быть не существенными, и устранены пользователем самостоятельно. В данном материале мы рассмотрим наиболее частные случаи возникновения таких проблем и способы их устранения. Следует отметить, что рекомендации будут справедливы для большинства бытовых газовых котлов, но если пользователь имеет лишь поверхностное представление о принципах работы газовой установки - желательно воспользоваться услугами специалиста соответствующей квалификации.

Итак, преимущественно котлы бывают атмосферные - где продукты горения удаляются за счет естественной тяги и турбированные, где для удаления дымовых газов применяется вентилятор. Поэтому, в первую очередь нужно разобраться в том, какой же версии Ваш котел и какая система дымоходов применяется. Принципы контроля тяги и соответственно, поиска неисправности будут отличаться.

Порядок диагностики для атмосферного котла. Принцип контроля тяги.

Диагностика котла с открытой камерой сгорания

В атмосферной версии газового котла (с открытой камерой сгорания) забор воздуха для горения происходит из помещения. Именно поэтому для таких котлов необходимо обеспечить нормальный приток воздуха в том месте, где он установлен. Для контроля тяги в таких котлах часто применяется предохранительный термостат. В атмосферных котлах применяется стабилизатор тяги - это конструктивный элемент котла, расположенный над горелкой, который нужен для обеспечения устойчивого горения и дозированной подачи вторичного воздуха. Предохранительный термостат располагается на этом стабилизаторе и реагирует на температуру. В случае, если при горении газового котла произошло опрокидывание тяги (воздух из дымохода идет в помещение, а не наоборот) - датчик неизбежно нагреется выхлопными газами и работа котла будет остановлена. 

Принцип действия самого датчика такой: при наличии нормальной тяги или состоянии покоя котла температура датчика не превышает критической и его контакты замкнуты. Если температура датчика превысила допустимый предел (например, для котлов BAXI это 70 градусов) - контакты размыкаются, и плата управления закрывает газовый клапан. В некоторых котлах (например, Vaillant) может устанавливаться два таких датчика и контролируется разность температур в двух разных местах, что повышает точность контроля. Таким образом, зная температурные пределы срабатывания датчика - его можно легко проверить с помощью обычного тестера. 

Проблемы с удалением дыма в атмосферных котлах могут быть связаны с ошибками проектирования, засорением дымохода, отсутствием нормального притока воздуха или работой вытяжных устройств. Использование таких котлов в зоне действия дополнительных вытяжных устройств в принципе не разрешается. 

Если подвести итог, то для диагностики неисправности атмосферной версии котла при ошибке по тяге требуется:

  1. Убедится, что в помещении и в котле не блокирован приток воздуха - котел не зарос пылью.
  2. Проверить при выключенном оборудовании, что естественная тяга в дымоходе есть и направлена она из помещения. Специалисты могут измерить величину тяги точно прибором (в котлах предусмотрены специальные отверстия), пользователь - только "на глазок", по ощущениям, горящей спичкой или полоской бумаги и т.д. Часто владельцы котлов заранее убеждены, что с тягой все в порядке! Вероятность неисправности платы управления для ошибки по тяге стремиться к нулю! Причины блокировки дымохода могут быть разные: птицы, пауки, грязь, наледь и т.д.
  3. Проверка исправности термостата (датчика контроля тяги). Методика для большинства котлов описана выше. Датчик в большинстве случаев представляет собой биметаллическую пластину и имеет два положения: замкнуто и разомкнуто.

 

Порядок диагностики для турбированного котла

Диагностика газового котла с закрытой камерой сгорания

В котле, который оснащен вентилятором для удаления продуктов сгорания обеспечение безопасности работы несколько сложнее. Проверку тяги осуществляет внешнее устройство – пневмореле. В вытяжной трубе также устанавливается устройство для измерения расхода воздуха (устройство Вентури или трубка Пито), которое соединяется с пневмореле через пластиковые трубочки. То есть в этом случае принцип контроля тяги такой: если расход воздуха, создаваемый вентилятором, в вытяжном трубопроводе больше минимального значения на которое настроено пневмореле, то контакты реле замыкаются и плата дает сигнал на розжиг, если расход воздуха меньше (тяга не достаточна) – контакты размыкаются и работа котла будет остановлена.

То есть в типичной схеме дымоудаления такого котла будет:

  • впускной трубопровод

  • вентилятор

  • устройства контроля

  • выпускной трубопровод

Впускной трубопровод – это труба, по которой воздух поступает в камеру сгорания (в турбированном котле она закрыта). Если например, оголовок трубы зимой покрылся инеем – притока не будет, вентилятор при этом характерно тише работает – котел не запустится. При условии, что с выпускной трубой все в порядке и других проблем нет - если открыть камеру сгорания – то котел запустится в штатном режиме.

Работу вентилятора можно оценить визуально (лопасти видны без демонтажа). Если при включении котла вентилятор не запускается, то в большинстве случаев либо с платы не поступает сигнал (неисправна плата), либо неисправен сам вентилятор. Повреждение проводки иногда встречается, но редко. Работники сервисных служб проверяют работоспособность вентилятора напрямую подавая на него напряжение. Если вентилятор срабатывает – вероятнее всего потребуется диагностика и ремонт платы управления.

Если вентилятор включается, и воздух нормально поступает в камеру сгорания, но котел не запускается из-за ошибки дымоудаления – нужно проверить срабатывает ли пневмореле. Проверить, что реле срабатывает можно визуально (реле издает характерный щелчок) а еще лучше тестером - проверить замыкание контактов в проводке, т.к. реле может срабатывать, но по каким-либо причинам сигнал не доходит до платы управления.

Если пневмореле не срабатывает – нужно убедиться, что в подводящих трубочках отсутствуют загрязнение или конденсат, они не повреждены. Как вариант – можно самостоятельно создать разрежение в подводящей трубке и убедится, что реле срабатывает. Если не срабатывает – вероятно, что оно неисправно и подлежит замене (в большинстве случаев они не разборные и не подлежат ремонту).

В том случае, если принудительно реле срабатывает, но штатно, при запуске котла – нет, то следует осмотреть устройство Вентури (или Пито) на предмет повреждений или загрязнений. Малейшие деформации или загрязнение могут приводить к неисправности.

Так как устройство Вентури располагается в выпускном трубопроводе – то могло быть деформировано высокой температурой выхлопных газов.

Деформация трубки Вентури

Проблемы с выпускным трубопроводом могут быть те же что и с впускным, но убедиться в отсутствии блокировки можно, пожалуй, только визуально или, замерив, фактическое разряжение прибором через специально предусмотренные контрольные отверстия.

Устройство контроля расхода воздуха устанавливается внутри выпускного трубопровода. Здесь есть вероятность повреждения высокой температурой (деформация трубки) или загрязнения.

В некоторых современных котлах могут быть установлены вентиляторы с регулируемой частотой вращения, которая задается в настройках в зависимости от типа применяемого дымохода и его длины (например, в некоторых моделях Buderus и Ariston). Поэтому не лишним будет изучить инструкцию по эксплуатации оборудования, так как на практике были случаи, когда неправильная настройка платы была источником проблемы.
Данная статья описывает наиболее частые и очевидные причины неисправностей газовых котлов, связанных с удалением продуктов сгорания. Разные котлы могут быть оборудованы разными схемами контроля – мы рассмотрели самые популярные.

Также обращаем внимание, что отключать устройства контроля недопустимо – все они предусмотрены для безопасной эксплуатации оборудования. Если есть проблема – ее нужно устранить!